Оноре Бальзак родился 20 мая 1799 года в городе Туре. Изначальную фамилию Вальса сменил его отец, начиная карьеру чиновника. Частицу «де» добавил к имени уже сын, претендуя на благородное происхождение.
Между 1819 и 1824 гг. Бальзак издал под псевдонимом с полдюжины романов.
Издательско-типографское дело вовлекло его в большие долги. Впервые под своим именем он опубликовал роман «Последний Шуат».
Период с 1830 по 1848 гг. посвятил обширному циклу романов и повестей, известных читающей публике как «Человеческая комедия». Бальзак отдавал творчеству все свои силы, однако любил и светскую жизнь с ее увеселениями и путешествиями.
Переутомление от колоссальной работы, проблемы в личной жизни и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы жизни писателя. За пять месяцев до своей смерти он женился на Эвелине Ганской, чье согласие на брак Бальзаку пришлось ожидать долгие годы.
Его самые известные сочинения — «Шагреневая кожа», «Гобсек», «Неведомый шедевр», «Евгения Гранде», «Банкирский дом Нусингена», «Крестьяне», «Кузен Поно» и др.
Оноре де Бальзак – создатель грандиозной эпопеи «Человеческая комедия», включающей более ста произведений и изображающей широкую панораму жизни всех слоев французского общества. В соответствии с художественной задачей писатель выделял в «Человеческой комедии» три основных раздела. В первый входили «Этюды о нравах», которые, в свою очередь, делились на сцены частной жизни, парижской, провинциальной, военной, политической и деревенской жизни. Этот наиболее обширный раздел составляли произведения, рисующие жизнь, быт и нравы различных слоев французского общества, – «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», «Музей древностей», «Крестьяне» и др. Во второй раздел были собраны «Философские этюды», которые должны были обобщать художественные открытия, сделанные в «Этюдах о нравах», выявить закономерности жизни – «Шагреневая кожа», «Поиски абсолюта» и др. Наконец, «Аналитические этюды» должны были сформулировать законы, управляющие действительностью. Замысел Бальзака, отразившийся в названии его эпопеи, – создать широкомасштабное полотно, которое имело бы для XIX века такое же значение, какое для средних веков имела «Божественная комедия» Данте, – вполне осуществился.